Финансы

    1. Цели реализации программы

      • Программа имеет целью формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в области управления финансами организаций, приобретения квалификации финансового менеджера. Данная программа профессиональной подготовки имеет преемственность с основной образовательной программой магистратуры по направлению 080300 «Финансы и кредит» в соответствии с особенностями данной магистерской программы, предполагающей следующие виды профессиональной деятельности выпускников: проектно-экономическая, научно-исследовательская в области управления финансами организаций.
    2. Характеристика нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации (для программ профессиональной переподготовки)

      В характеристике нового вида профессиональной деятельности, новой квалификации (на основании соответствующих нормативных документов, требований заказчика) указываются:

      • область профессиональной деятельности;
      • объекты профессиональной деятельности;
      • виды и задачи профессиональной деятельности;
      • уровень квалификации в соответствии с профессиональным стандартом (при его наличии).

      Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу «Финансы», включает:

      • управление финансами и денежными потоками, а также финансовый контроль в коммерческих организациях, в том числе финансово-кредитных, некоммерческих организациях, органах государственной власти и местного самоуправления, неправительственных и общественных организациях;
      • исследование финансовых, денежных, кредитных рынков в академических и ведомственных научно-исследовательских учреждениях, негосударственных исследовательских фондах и организациях, консалтинговых и инвестиционных компаниях.

      Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу, являются:

      • финансовые и денежно-кредитные отношения;
      • денежные, финансовые и информационные потоки;
      • национальные и мировые финансовые системы;
      • финансы субъектов хозяйствования.

      Слушатели программы «Финансы» при обучении в Университете готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

      • научно-исследовательской;
      • проектно-экономической.

      Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым, в основном, готовится магистрант, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и работодателями.

      Задачи профессиональной деятельности выпускника по программе переподготовки «Финансы» в области:

      проектно-экономической деятельности:

      • подготовка проектных заданий, проектов и программ; разработка нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;
      • составление бюджетов и финансовых планов кредитных организаций различных организационно-правовых форм;
      • идентификация и оценка рисков при принятии финансовых решений кредитными организациями, разработка мероприятий по их минимизации;

      научно-исследовательской деятельности:

      • выявление и исследование актуальных проблем в области денег, финансов и кредита;
      • разработка планов и программ проведения исследований в области финансов и кредита;
      • подготовка соответствующих заданий для научных подразделений и отдельных исполнителей;
      • разработка методов и инструментов проведения финансово-экономических исследований, анализ полученных результатов;
      • обобщение имеющихся данных для оставления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций в области финансов и кредита;
      • поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме научного исследования в области финансов и кредита;
      • разработка теоретических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
      • выявление и исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития кредитных организаций на микро-, мезо- и макроуровне;
      • разработка системы управления рисками на основе исследования финансово-экономических рисков в деятельности коммерческих банков;
      • исследование проблем финансовой устойчивости кредитных организаций для разработки эффективных методов ее обеспечения с учетом фактора неопределенности;
      • интерпретация результатов финансово-экономических исследований с целью разработки финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития кредитных организаций.
  1. Ключевые компетенции, формируемые в процессе обучения руководителей среднего и высшего звена, разделены на два блока:

    1. Общеуправленческие компетенции, включающие набор компетенций следующих групп:

    1.1. Базовые управленческие когнитивные:

    • знание основных закономерностей функционирования рыночной экономики;
    • знание теории фирмы, аспектов конкурентоспособности и устойчивого финансового положения организации;
    • знание современной управленческой парадигмы, функций, механизмов и методов управления, технологии менеджмента, типов организационных структур управления, способов принятия и реализации управленческих решений;
    • понимание национальных моделей менеджмента;
    • знание современных концепций и содержания маркетинговой деятельности;
    • знание теоретических основ организации финансовых отношений организаций;
    • понимание типов и бизнес-моделей организации.

     

    1. 2. Базовые управленческие функциональные:

    • владение системно-ситуационным подходом к управлению;
    • навыки экономического обоснования управленческих решений;
    • умение проводить финансово-экономический анализ;
    • использование маркетингового подхода к формированию стратегии организации;
    • умение проводить диагностику организации, формулировать, анализировать и решать проблемы.


    1.3. Управление отношениями (людьми), когнитивные:

    • знание организационной культуры и организационных изменений;
    • знание мотивации персонала;
    • знание методов управления человеческими ресурсами организации (набора и отбора, оценки деятельности работников, вознаграждения, развития персонала и др.).

     

    1.4. Управление отношениями (людьми), функциональные:

    • навыки разработки коммуникативных элементов организационной культуры;
    • умение управлять конфликтами;
    • навыки эффективных коммуникаций;
    • умения формировать команды и управлять ими;
    • навыки влияния;
    • навыки формирования, развития и применения эмоционального интеллекта в межличностном взаимодействии.

     

    1.5. Самоменеджмент, когнитивные:

    • знание основ самоанализа и самоменеджмента, управления временем;
    • знание методов управления стрессами.

     

    1.6. Самоменеджмент, функциональные:

    • навыки презентации и ведения переговоров, знание делового этикета;
    • умение организовывать свое время;
    • умение проводить самоанализ;
    • навыки управления стрессами.

     

    1.7. Личностные компетенции:

    • аналитическое мышление;
    • концептуальное (системное, стратегическое) мышление;
    • лидерское поведение;
    • инициатива (проактивность, инновативность, желание делать больше, чем требуется);
    • уровень общей культуры;
    • ориентация на результат;
    • работа в команде;
    • ответственность;
    • креативность;
    • саморазвитие и самообразование.

     

    1.8. Иностранный язык, когнитивные:

    • лингвистический компонент (знание лексики, фонетики и грамматики)
    • социолингвистический компонент (знание правил и норм использования языка в типовых ситуациях делового общения).

     

    1.9. Иностранный язык, функциональные:

    • прагматический компонент (умение пользоваться языковыми средствами в определенных функциональных целях).


    2. Компетенции, связанные со специализацией образовательной программы «Финансы»

    2.1. Когнитивные компетенции, связанные со специализацией программы:

    • знание основ организации финансовых отношений, функционирования финансового механизма организаций реального сектора экономики;
    • владение современными методами и инструментарием финансового менеджмента, определяемыми функциями финансовых менеджеров;
    • знание содержания и направлений финансовой стратегии и тактики организаций реального сектора экономики;
    • понимание основ налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности российских и зарубежных организаций;
    • знание сущности процесса инвестирования, особенностей оценки объектов инвестирования, методов регулирования инвестиционной деятельности, способов финансирование инвестиций;
    • знание количественных и качественных характеристик отдельных видов финансовых ресурсов, особенностей и возможностей российских организаций по их привлечению;
    • понимание особенностей комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами организации;
    • знание правовых основ финансового менеджмента;
    • владение теорией и практическим опытом финансового оздоровления организаций путем антикризисного управления.

     

    2. 2. Функциональные компетенции, связанные со специализацией программы:

    • умение разрабатывать финансовую стратегию и финансовую тактику организации;
    • навыки финансового планирования;
    • умение проводить анализ и оценку финансового состояния организации, формулировать, анализировать и решать проблемы, связанные с поддержанием ее финансовой устойчивости;
    • умение определять взаимосвязи функционирования всех элементов финансового механизма организаций;
    • умение использовать технику проектного анализа, методы оценки и отбора инвестиционных проектов, оценки рисков
    • умение применять управленческие навыки для достижения рационального сочетания долго- и краткосрочных аспектов финансовой политики организации;
    • владение информационными технологиями в задачах обоснования финансовых решений;
    • умение адаптировать цели и задачи развития компании к условиям финансового кризиса;
    • навыки исчисления конкретных видов налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет или во внебюджетные фонды.

    б) Структура (учебный план) образовательной программы отражена блоками, обеспечивающими сбалансированное обучение специалиста, формирование у него основ знаний современных теории и практики управления развитием социально-экономических систем, умений и навыков реализации их в управленческой практике и способностей к постоянному обновлению.

    В блоке общепрофессиональных дисциплин эти задачи решаются обучением слушателя кругу дисциплин, призванных сформировать у него системное представление о современной российской экономике, проблемах управления ею, в том числе в актуальных функциональных сферах: «Экономика для менеджеров», «Общий менеджмент», «Финансы организаций», «Маркетинг», «Управление персоналом». В курсе «Сравнительный менеджмент» концентрированно выражен компаративный подход к анализу современных зарубежных и российских взглядов и практического опыта, представленных во всех дисциплинах блока.

    Блок дисциплин специализации сконструирован из нескольких циклов учебных курсов, призванных:

    • развить компетенции (знания, умения) слушателя за счет углубления в изучении актуальных проблем управления финансами («Управление оборотным капиталом», «Рынок ценных бумаг», «Управление капиталом», «Антикризисное управление финансами организации», «Налоги и налогообложение», «Инвестиции и оценка их эффективности»);

    • расширить знания слушателя в смежных отраслях «Бухгалтерский учет для менеджеров», «Управленческий учет», «Финансовое право», курсы по выбору);

    • сформировать умения и навыки в решении управленческих задач («Экономико математические мадели в управлении финансами организации»);

    • способствовать закреплению навыков в курсах программы («Профессиональные навыки менеджера»);

    • расширить и актуализировать знания и эффективность будущей деятельности слушателя за счет овладения иностранным языком.

     

    Обучение по программе и оценка результатов предполагает использование различных традиционных и модернизированных форм обучения с акцентом на интерактивные методы и самостоятельную работу (разработка проектов, формирование проблемных кейсов и др.) слушателя

  2. Структура (учебный план) образовательной программы отражена блоками, обеспечивающими сбалансированное обучение специалиста, формирование у него основ знаний современных теории и практики управления развитием социально-экономических систем, умений и навыков реализации их в управленческой практике и способностей к постоянному обновлению.

    В блоке общепрофессиональных дисциплин эти задачи решаются обучением слушателя кругу дисциплин, призванных сформировать у него системное представление о современной российской экономике, проблемах управления ею, в том числе в актуальных функциональных сферах: «Экономика для менеджеров», «Общий менеджмент», «Финансы организаций», «Маркетинг», «Управление персоналом». В курсе «Сравнительный менеджмент» концентрированно выражен компаративный подход к анализу современных зарубежных и российских взглядов и практического опыта, представленных во всех дисциплинах блока.

    Блок дисциплин специализации сконструирован из нескольких циклов учебных курсов, призванных:

    • развить компетенции (знания, умения) слушателя за счет углубления в изучении актуальных проблем управления финансами («Управление оборотным капиталом», «Рынок ценных бумаг», «Управление капиталом», «Антикризисное управление финансами организации», «Налоги и налогообложение», «Инвестиции и оценка их эффективности»);

    • расширить знания слушателя в смежных отраслях «Бухгалтерский учет для менеджеров», «Управленческий учет», «Финансовое право», курсы по выбору);

    • способствовать закреплению навыков в курсах программы («Профессиональные навыки менеджера»);

    • расширить и актуализировать знания и эффективность будущей деятельности слушателя за счет овладения иностранным языком.

     

    Обучение по программе и оценка результатов предполагает использование различных традиционных и модернизированных форм обучения с акцентом на интерактивные методы и самостоятельную работу (разработка проектов, формирование проблемных кейсов и др.) слушателя.